Алкоголь и подростки. Профилактика подросткового алкоголизма.


В НИИ физиологии детей и подростков Академии педагогических наук РФ были проведены исследования, которые убедительно показали, что объективной причиной первого употребления старшеклассниками алкогольных напитков выступают алкогольные обычаи, сформированные в течении многих веков. Субъективные причины — первичные алкогольные установки. В основе их лежат обыденные, антинаучные знания о фармакологических свойствах алкоголя. Противостоять алкоголизации старшеклассников могут лишь трезвенные обычаи и традиции, основанные на научных знаниях и и механизме действия алкоголя на организм человека, сформированные в процессе трезвенного воспитания. Поэтому предупреждение алкогольных предрассудков первого употребления старшеклассниками алкогольных напитков должно иметь преимущественно воспитательный характер.

До первых значимых опытов знакомства с алкоголем у подростка образуется (в тесной зависимости, прежде всего от семьи, микросреды) определенное представление об этом продукте, о его особом, как принято думать, эйфоризирующем действии. Первое знакомство с алкоголем происходит обычно в 10-12 лет за праздничным столом с родителями либо в компании друзей. И это первое знакомство неожиданно оказывается совершенно не таким, часто резко контрастирующим с имеющимся до того представлением ребенка. Почти всегда первая алкоголизация воспринимается субъективно неприятно. Подростки отмечают «горький вкус» водки, жжение во рту, головокружение, тошноту и в ряде случаев рвоту даже от однократного приема небольших доз.

После такого, чаще дискомфортного знакомства, большинство подростков некоторое время избегает алкоголя. Однако от того, что субъективные ощущения от спиртных напитков явно не совпадают с усвоенными представлениями, традициями и предрассудками, последние не исчезают, но постоянно —особенно в отягощенной микросреде — представляют повод, становятся соблазном возобновить алкоголизацию. И уже в возрасте 13-14 лет в связи с какими-либо событиями (праздники, дни рождения, свадьбы и т. п.) алкоголизация возобновляется, причем постепенно она начинает приобретать новое субъективное, психологическое содержание.

Было бы ошибкой думать, что подростки ввиду своего отягощенного психического развития выбирают в качестве предмета новых потребностей собственно алкоголь. Как правило, выбирается не алкоголь, а компания, группа, в которой обязательным элементом общения, времяпрепровождения является выпивка. Эта компания, группа, которую в литературе называют по-разному — «уличной», «дворовой», «асоциальной» и т. п. Она может быть однородной по возрасту или, что чаще, разнородной, с двумя-тремя старшими заводилами. Чем же привлекают эти группы, почему из широкого спектра предметов, отвечающих потребностному состоянию подростка (часто неосознанным желанием личностного общения, самоутверждения, взрослости), выбирается именно этот?

Главным здесь является то, что в «уличной» микросреде подросток находит референтную группу себе подобных школьных «изгоев». Именно в этих группах и, к сожалению, нигде в другом месте подростки находят реальное поле самоутверждения, могут обрести, наконец, высокий статус, проникнуться самоуважением, чего они не в состоянии были сделать ни в школе, ни в своей семье, ни в какой-либо социально-приемлемой внешкольной деятельности. Группа, особенно сначала, кажется новичку полной теплоты, спаянности, лишь позднее обнаруживая свою асоциальную направленность. Употребление же алкоголя занимает здесь всегда особое положение. Именно групповая выпивка нередко играет роль психологического рубежа, своеобразного посвящения в члены группы. Умение пить, «нести» как можно больше символизирует в группе взрослость, воспринимается как признак особой силы и мужественности, отличающие лидера и достойной уважения. В то же время потребление спиртных напитков требует денег, которых у подростков очень мало, что нередко толкает группу на первые выраженные асоциальные поступки.

Более 80% подростков при первых употреблениях алкоголя испытывают отвращение или безразличие, однако со временем субъективная картина значительно меняется и более 90% опрошенных подростков с алкогольным опытом рассказывают о приятных ощущения в состоянии опьянения. Этот скачек в восприятии в первую очередь связан с влиянием группы, всего ритуала выпивки. Характерным является «культивирование» эйфории опьянения, что достигается особой эмоциональной заражаемостью, предвосхищением, подъемом в период подготовки и ожидания выпивки, последующей проекцией этой психологической преддиспозиции на состояние опьянения, коллективной взаимоиндукцией в процессе принятия спиртного. Для этих целей используется и громкая ритмичная музыка, и порой различные медикаментозные средства, усиливающие оглушение. Все это способствует формированию сугубо группового характера потребления и формированию особой группой психической зависимости.

С развитием алкоголизации «внешние» обычаи потребления спиртного как бы интериоризируются, становятся «внутренними» алкогольными установками, которые в свою очередь активно утверждают воспринятые некогда обычаи и способствуют их передаче следующим поколениям, — порочный круг замыкается. И чем моложе возраст начала злоупотребления, тем быстрее замыкается этот круг.

В Санкт-Петербурге в Центре профилактики наркомании среди молодежи в 2001г. были проведены исследования в школах и колледжах, показавшие, как в разных возрастных группах происходят накопление знаний о наркотиках и формирование отношения к ним.

Сильнее всего риск употребления алкоголя выражен у молодежи в возрасте 12-18 лет. В это время молодые люди должны справиться с большим количеством задач развития, с гораздо большим, чем в любой другой период их последующей жизни: они должны подготовить свой уход из родительского дома, достичь признания в своей возрастной группе, завязать дружеские и партнерские отношения, определить перспективу будущей профессии, создать собственную шкалу ценностей и этическое самосознание как основу собственного поведения. Риск отклоняющегося поведения (потребление алкоголя — это лишь одна из возможных форм)возникает, если молодой человек не видит этих задач или не может их принять, либо если решение этих задач является для него или кажется ему невозможным.

Условно можно выделить четыре основные группы факторов, способствующих развитию отклоняющегося поведения в целом и алкоголизации.

  • Нравственная незрелость личности: отрицательное отношение к обучению, отсутствие социально-одобряемой активности и социально-значимых установок; узкий круг и неустойчивость интересов, отсутствие увлечений и духовных запросов; неопределенность в вопросах профессиональной ориентации, отсутствие установки на трудовую деятельность, дефицит мотивации достижений, уход от ответственных ситуаций и решений; утрата «перспективы жизни», видения путей развития своей личности; терпимость к пьянству наркотикам.

  • Нарушенная социальная микросреда: неполная семья; сильная занятость родителей; отсутствие братьев и сестер; искаженные семейные отношения, приводящие к неправильному освоению социальных ролей, неправильное воспитание; раннее (12-13 лет) начало самостоятельной жизни и преждевременное освобождение от опеки родителей; легкий и неконтролируемый доступ к деньгам и непонимание того, как они достаются; алкоголизм и наркомания у кого-либо из близких родственников или близких людей; низкий образовательный уровень родителей.

  • Индивидуально-биологические особенности личности: наследственная отягощенность в отношении психологических заболеваний и алкоголизма, тяжелые соматические заболевания и нейроинфекции в раннем детстве; органические поражения мозга, умственное недоразвитие и психологический инфантилизм.

  • Индивидуально-психологические особенности и нервно-психические аномалии личности: низкая устойчивость к эмоциональным нагрузкам, повышенная тревожность, импульсивность, склонность к рискованному поведению, недостаточная социальная адаптация, особенно в сложных условиях, различной выраженности акцентуации характера, преимущественно конформного, неустойчивого типов, неврозы и психопатии.

Какое количество алкоголя употребляют подростки?

Подростки склонны употреблять алкоголь. Около половины школьников старших классов употребляют алкоголь каждый месяц, 14% отравились алкоголем, по крайней мере, один раз за прошлый год. Почти 8% подростков, которые употребляют алкоголь, говорят, что выпивают не меньше 5-6 напитков за раз.

Побочные эффекты употребления алкоголя подростками многочисленные, приведем лишь некоторые из них:
  • Снижается концентрация внимания;

  • Чем моложе человек, т. е. чем раньше он стал употреблять алкоголь, тем сильнее привыкает, становится зависимым;

  • Каждый год почти 2000 молодых людей моложе 21 года погибают в автомобильных катастрофах, причиной которых является вождение в пьяном виде;

  • Причиной насильственных смертей среди подростков часто становится алкоголь;

  • Подростки, которые употребляют алкоголь, в большей степени подвержены занятию незащищенным сексом или сексом с незнакомыми людьми;

  • Злоупотребление алкоголем ведет к появлению многих эмоциональных проблем, таких как депрессия и тревожность;

  • Злоупотребление алкоголем ведет к употреблению наркотиков, таких как кокаин, героин, марихуана.

Косвенные признаки употребления алкоголя:

Постоянная ложь родителям и другим людям, частые конфликты, применение насилия по отношению к другим.

  • Запах алкоголя;

  • Частые перемены настроения;

  • Склонность к совершению краж;

  • Частая смена друзей;

  • Воспаленные (красные) глаза;

  • Человек очень пассивен, перестает уделять внимание своей гигиене;

  • Покраснение кожи и потеря памяти.

Каким образом родители могут защитить своих детей от употребления алкоголя?

Чтобы защитить своего ребенка от негативных влияний употребления алкоголя нужно откровенно поговорить с ребенком и объяснить ему эффекты и последствия употребления алкоголя. Также полезно контролировать своего ребенка в умеренной степени, особенно, когда он или она находятся в подростковом возрасте. Употребление алкоголя или наркотиков чаще всего происходит в промежуток времени от 3 до 6 часов, это время, когда родителей нет дома. Занятия какими-либо видами деятельности отвлекают ребенка от употребления наркотиков или алкоголя. Родители могут помочь своим детям узнать больше о методах снятия стресса, не прибегая к алкоголю или наркотикам. Например, 15-16-летние подростки, которые снимают стресс религией, склонны принимать меньше алкоголя, чем те, кто не ходит в церковь.

Причины и факторы риска употребления алкоголя

Семейные факторы риска включают: плохой контроль родителей, родители не общаются со своими детьми, конфликты в семье, члены семьи, которые в прошлом употребляли или продолжают пить или принимать наркотики, злоупотребление наркотиками.

К индивидуальным факторам риска можно отнести появление эмоциональных проблем, нестабильность в чем-либо и др. Девочки чаще начинают пить или принимать наркотики, если у них пьющие матери.

Подростки в возрасте от 16 до 18 лет, если нормально общаются со своими родителями, менее склонны к употреблению наркотиков или алкоголя.

г. Асбест, 2020