Профилактика экстремизма в молодежной (подростковой) среде


В данный момент в социуме России происходит изменение взглядов на систему ценностей, вызванное развитием и прогрессированием сфер науки, культуры, политики и экономики. Это, в свою очередь ведет, к изменению структурных связей. И приводит к обострению напряженности в обществе, межнациональной розни, возникновению враждебно и радикально настроенных формирований. Которые, зачастую, проявляют свою активность посредством экстремизма и терроризма.

Сторонники радикальных взглядов проявляют также религиозную и расовую нетерпимость. Такая конъюнктура негативно влияет на морально-нравственные устои социума и способствует росту напряжения и неприязни в современном цивилизованном обществе. И это влияние в первую очередь затрагивает молодежную и подростковую среду, как самую реактивную. Часть молодого поколения приобщается к экстремистски настроенным группам, зачастую в полной мере не осознавая идеологический посыл и смысл деятельности подобных структур.

Экстремизм рассматривается как проявление радикальных действий группой или отдельными индивидуумами по отношению к объектам неприязни. Участники подобных групп обычно пропагандируют:

  • силовое свержение власти, и смену конституционного строя

  • сепаратизм, отделение части территории государства

  • проявлению агрессии на почве расовой, религиозной или национальной нетерпимости

  • в том числе символику, идеи и взгляды группы

Терроризм – рассматривается как наиболее крайнее проявление экстремизма. Террористическая группа имеет конкретные, идеологически и политические обоснованные мотивы своих действий. Деятельность таких групп характеризуется выраженной криминальной составляющей, применением насилия, убийства людей и пр.

Задача педагогов и родителей состоит в недопущении приобщения молодежи к подобным группам.

Причины и основы развития экстремизма

Практически все нынешние студенты или молодые люди в возрасте от 18 до 30 лет, которые являются членами различных радикальных формирований, обучались в детских общеобразовательных учреждениях (ДОУ). Зачастую именно в школе подрастающее поколение впервые встречается с ровесниками, имеющих отличные от большинства, внешность, культуру, национальность, религиозные взгляды и пр. И именно в стенах школы между подростками происходят конфликты на почве национальной и культурной неприязни. Следовательно, в первую очередь проводить мероприятия по профилактике экстремизма и терроризма необходимо именно в школе.

Основополагающим фактором для заложения правильных моральных и нравственных устоев, является создание положительной, толерантной среды в коллективе. Со стороны педагога ДОУ, важно привить подрастающему поколению понимание взаимного уважения в аспектах, касающихся явных культурных, религиозных и национальных отличий.

Мероприятия по профилактике экстремизма и терроризма базируются на:

  • активности школьников и их поощрению к саморазвитию

  • правильном поведении подростков

  • позиции адекватности

Следует, однако, заметить, что профилактические мероприятия не должны затрагивать неформальные объединения молодежи, религиозные конфессии, национальные общины и прочие сообщества не представляющих потенциальной опасности и не имеющих в своей основе идеологии агрессии и радикализма.

Процесс формирования взаимной толерантности у подростков достаточно сложен и продолжителен. От педагога требуется создание благоприятного микроклимата, в котором учащиеся могли бы ощущать комфорт, защищенность и взаимную поддержку. В таких условиях легче всего предупредить развитие радикальных настроений.


Мероприятия по профилактике экстремизма и терроризма могут включать:

  • проведение конкурсов юных талантов с вовлечением представителей национальных меньшинств

  • проведение бесед с заслуженными деятелями культуры, спорта имеющих толерантную позицию в отношении национальных и пр. меньшинств

  • изучение истории и культуры родного края с последующими экскурсиями

  • проведение уроков по изучению прав человека, соответствующих международных конвенций и т.д.

  • знакомство и искусством различных народностей

  • посещение культурных центров

  • вовлечение учеников в процесс подготовки соответствующих мероприятий

Также необходима работа по обучению подростков правилам безопасности, поведению в экстремальных ситуациях, действиям при обнаружении подозрительных предметов и пр.


profilaktika_molodezhnogo_ekstremizma
.ppt
Download PPT • 2.24MB