Профилактика правонарушений.


Профилактика правонарушений в подростково-молодежной среде.

Профилактика правонарушений в подростково-молодежной среде представляет собой основное направление, направленное на борьбу с преступностью. Их предупреждение является существенным условием охраны нравственного здоровья подрастающего поколения.

Профилактическая работа с учащимися – процесс сложный, многоаспектный и продолжительный во времени. Работа по профилактике правонарушений и преступлений среди подростков ведется в соответствии с нормативно-правовой базой: Конвенцией ООН «О правах ребенка»1995г; Конституцией РФ, Федеральным законом от 29.12.2012№273-ФЗ» Об образовании в Российской Федерации; Постановлением правительства РФ№154 от 13.03.2002г. «О дополнительных мерах по усилению профилактики безнадзорности; уставом школы МБОУ СОШ№2,; положением о Совете профилактики правонарушений МБОУ СОШ№2; Положением об учете неблагополучных семей и учащихся; Положением о социально-психологической службе МБОУ СОШ №2, должностной инструкцией социального педагога, должностной инструкцией классного руководителя.

Целями и задачами нашей работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних является: защита жизни и здоровья детей; профилактика безнадзорности несовершеннолетних; пропаганда и привитие навыков здорового образа жизни; оказание учащимся превентивной помощи в решении проблем и трудностей социального, психологического, личностного характера; создание эффективной системы социальной поддержки детей и подростков группы риска, направленной на решение проблем детской и подростковой безнадзорности и преступности; организация профилактической работы по предупреждению правонарушений подростков; сотрудничество с организациями и службами по работе с семьей с целью повышения воспитательной функции семьи и обеспечению корректировки воспитания в семьях отдельных учащихся.

В ОУ работает Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних «Мы вместе».

Цель данной программы: создание оптимальных условий для адаптации подростков в социуме и утверждение в среде сверстников. Вовлечение во внеурочную деятельность подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации.

С целью профилактической работы с учащимися по профилактике асоциального поведения среди учащихся школа активно сотрудничает с учреждениями и организациями района. Наиболее эффективно проходит сотрудничество с ПДН и КДН района, с Центром дополнительного образования, с ДЮСШ, с общественными молодёжными организациями района. Совместно с вышеперечисленными организациями проводится ряд мероприятий по профилактике правонарушений и преступности среди несовершеннолетних, пропаганде здорового образа жизни, организации досуговой деятельности учащихся.

В школе создан Совет по профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних, на заседаниях которого рассматриваются вопросы правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних. Составлен план работы Совета профилактики. На заседание Совета приглашаются учащиеся, нуждающиеся в педагогической помощи. Разработано Положение о порядке постановки обучающихся на внутришкольный учет и снятие с учета, составлен план совместной работы с комиссией по делам несовершеннолетних при Администрации района, определены источники воспитательного влияния на подростка.

Ведущая роль в работе с подростками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, отводится психологической службе, социальному педагогу и классному руководителю.

В начале каждого учебного года классными руководителями создаётся паспортизация семей, выявляются трудные дети, создаётся банк данных учащихся, оказавшихся в тяжелой ситуации. Они знакомятся с жилищными условиями учащихся, в домашней обстановке проводят беседы с родителями, взрослыми членами семьи, составляют акты обследования жилищных условий, выясняют положение ребенка в семье, его взаимоотношения с родителями.

Классные руководители тесно сотрудничают с представителями социально-психологической службы школы – социальным педагогом, педагогом-психологом и Советом профилактики.

Анализ правонарушений, беседы с подростками, анкетирование показывает, что правонарушения в основном совершаются во внеурочное время.

Чем больше подросток будет задействован во внеурочной деятельности, тем меньше у него останется времени на совершение правонарушений.

Внеурочная деятельность и дополнительное образование в ОУ рассматриваются как важнейшие составляющие образовательного процесса, обеспечивающего развитие успешной личности.

Классными руководителями принимаются все меры по привлечению детей «группы риска» в кружки, клубы и спортивные секции.

Результаты вовлечения детей, состоящих на внутри школьном контроле, во внеурочную деятельность.

Классными руководителями и социальным педагогом ведется большая работа по пропаганде педагогических знаний среди родителей, регулярно проводятся лекции по воспитанию учащихся согласно их возрастных особенностей: консультации «Возрастные и психологические особенности детей младшего школьного возраста», «Интересы моего ребёнка. Как выбрать кружок; индивидуальные беседы «Как преодолеть трудности в обучении. Родительская помощь» «Почему ребенок не хочет учиться»; родительские собрания «Ваш ребенок стал подростком. Проблемы воспитания», «Права и обязанности ребёнка в школе и семье»; совместные мероприятия с детьми и родителями (ведение летописи класса, достижений класса, портфолио ученика, участие в совместных воспитательных мероприятиях, помощь в организации экскурсий). Все эти мероприятия направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия семьи и школы, на усиление ее воспитательного потенциала, а также на привлечение родителей к воспитанию детей. Классные руководители вместе с администрацией школы участвуют в организации и проведении вечерних рейдов представителей родительского комитета и учителей по поселку.

Все эти мероприятия направлены на повышение уровня в работе по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.

Анализ


Многообразие причин отклонения от нормы поведения у различных групп трудновоспитуемых учащихся требует дифференциации средств и воздействия с учетом конкретных ситуаций и индивидуальных особенностей перевоспитуемых. Многое здесь зависит от мастерства социального педагога, учителя, воспитателя. Важно дать понять подростку, что судьба небезразлична педагогу, независимо от положительных и отрицательных качеств его личности.

Для более успешной воспитательной работы необходим поиск новых форм, наиболее эффективных методов воздействия на каждого отдельного трудновоспитуемого учащегося. Вовремя замеченные отклонения в поведении детей и подростков и правильно организованная психолого-медицинская и педагогическая помощь могут сыграть важную роль в предотвращении деформации личности растущего человека, которая приводит к правонарушениям и преступлениям.